6 апреля 2018г. исполняется 90 лет Игорю Алексеевичу Нагибе – кандидату технических наук, лауреату Государственной премии, орденоносцу, почетному ветерану РФЯЦ-ВНИИЭФ, ветерану труда Росатома, старейшему сотруднику научно-конструкторского отделения 5.
Он родился на руднике Алмазный (впоследствии – шахта им. М.В. Фрунзе) Ровеньковского района Луганской области. Его отец был учетчиком добываемого угля на шахте, а мама – учителем младших классов.
В мае 1942г. его отец был призван в армию. С 12 июля 1942г. по 26 января 1943г. Игорь Алексеевич с мамой находились в немецкой оккупации.
В апреле 1943г. у него началась трудовая деятельность в качестве ученика токаря в МТС (машино-тракторная станция) села Ново-Айдар, которая длилась по сентябрь 1943г.
После окончания восьми классов средней школы в 1944г. поступает в машиностроительный техникум в Луганске, после которого был направлен в Москву на Реммашзавод №48 (ныне завод «Молния») в качестве техника-технолога. В цехе завода проектировал технологию обработки изделий «501» и «601». Изделие «501» обрабатывалось на 2-х карусельных станках фирмы «Цинциннати», поставленных США в 1947г. по ленд-лизу. Много лет спустя ему стало известно, что изделие «501» – это корпус РДС-1, первой атомной бомбы, которая сейчас экспонируется в музее ядерного оружия.
В 1949г. был переведен из технологов в конструкторский отдел завода в качестве конструктора.
Параллельно с работой на заводе учился во Всесоюзном машиностроительном институте (г. Москва), где закончил три курса. После трехлетней работы на заводе поступил на дневное обучение Московского автомеханического института. В 1955г. успешно защитил диплом по специальности «Технология машиностроения».
10 августа 1955г. приступил к работе в КБ-11 в качестве инженера-конструктора сектора 5 (отделение 5) в отделе, разрабатывающем технические условия и документацию на изготовление деталей из урана и плутония.
В 1957г. Игорь Алексеевич был привлечен к исследованиям по изучению поведения этих деталей при эксплуатации в изделиях, по разработке технологии защиты от коррозии деталей из этих материалов и экспериментальной проверки эффективности выбранных методов защиты.
Следует отметить, что в то время коррозия деталей из урана и плутония, особенно при хранении их в составе изделий, превышала все допустимые нормы. Эти исследования выполнялись под непосредственным контролем академиков Ю.Б. Харитона, А.А. Бочвара, Е.А. Негина и коллективами сотрудников КБ-11 и НИИ-9, «Маяк».
В 1958-60 годах Игорь Алексеевич с сотрудниками провел исследования эффективности защиты от коррозии деталей из урана и плутония в различных контролируемых средах.
В 1960г. на основании положительных результатов этих исследований был разработан и внедрен в серийное производство способ защиты от коррозии деталей из урана и плутония. Это позволило существенно снизить потери металла в конструкции от коррозии, а также частоту ее поведения.
За решение крупной инженерной задачи И.А. Нагиба в 1962г. награжден Правительством СССР орденом Знак почета. Обеспечение разработки изделий нового поколения потребовало решение сверхсложной задачи обеспечения коррозионной стойкости ДМ в условиях работы изделия.
В течение 1964-70 годов И.А Нагиба провел четыре цикла испытаний, которые подтвердили эффективность защитного действия ингибиторов для предотвращения коррозии урана и плутония. Эта работа защищена авторским свидетельством №40648, с приоритетом от 30.01.1967г., выданным И.А. Нагибе в составе коллектива ВНИИЭФ и НИИ-9.
В апреле 1972г. И.А. Нагиба защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук по теме «Коррозия и защита от коррозии деталей ДМ в составе изделий».
За большой личный вклад в указанные работы И.А. Нагиба в 1980г. в составе творческого коллектива сотрудников ВНИИЭФ, НИИ-9, НИИ-10, НИИ-11, ПО «Маяк», СХК и ЭХП был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.
Характерными качествами И.А. Нагибы являются целеустремленность, уникальная память, концентрированность внимания, техническая эрудиция.
В критические моменты, когда надо принимать неординарные решения, он, не боясь ответственности, проявлял твердость.
Маленькая историческая справка
В первых числах мая 1978г. я позвонил главному инженеру КБ-1 В.Н. Рубашкину, чтобы он встретил Ю.Б. Харитона и провел его в предназначенный ему кабинет.
С переездом в здание 87 постепенно для меня стал появляться новый круг знакомых, одним из них оказался И.А. Нагиба, который своей житейской мудростью, рассудительностью и хорошей памятью оставлял всегда благоприятное впечатление.
Иногда, в обеденный перерыв, стали встречаться за шахматной игрой. Постепенно наши отношения стали дружественными, ездили вместе по грибы. Периодически встречались за игрой в шахматы то у него на квартире, то у меня, в летнее время ездили на рыбалку в определенное место на р. Мокша. По возвращении он приглашал на приготовленную им вкусную уху.
Во время написания этого материала я просмотрел архивные материалы, относящиеся к юбилейным торжествам Ю.Б. Харитона, к его 60-летию (1964г.). Приехало много гостей, что ни имя, то ученый с мировым именем: Н.Н. Семенов (лауреат Нобелевской премии), А.П. Александров, И.К. Кикоин, И.Е. Тамм (лауреат Нобелевской премии), Е.И. Забабахин, Н.Л. Духов, а всего гостей было более двухсот человек. Ю.Б. Харитон очень ценил знающих свое дело специалистов. На это юбилейное событие был приглашен Игорь Алексеевич Нагиба.
Игорь Алексеевич имеет двух дочерей и сына. Одна дочь, Ирина Игоревна, живет в Вологде, вторая дочь, Ольга Игоревна Дегтярева, работает инженером-химиком в отделении 7. Имеет двоих сыновей и дочь. Сын Вадим Игоревич – кандидат биологических наук по специальности радиобиология. Сын Вадима Игоревича работает инженером-испытателем в КБ-3.
И.А. Нагиба ушел на заслуженный отдых 20.08.2009г.
|